О. Валентин Бирюков рассказывает о Святом Источнике
Об этом Чуде рассказал мне батюшка Валентин, из церкви Сретения Господня:
- Для православных людей времена были тяжкие. За Веру в Господа нашего Иисуса Христа человека могли не только свободы, но и жизни лишить. Только — только отгремела революция. Все церкви позакрывали. Все колокола наземь посбрасывали. Всех священнослужителей лишили приходов. А иных в лагеря сослали, чтобы дух сломить и заставить от веры отречься.
В Ложке, что неподалеку от Искитима, был такой лагерь. За миску «пустой» похлебки там заставляли людей работать в карьере от зари до зари — мрамор добывать. Работа невыносима тяжелая и для здорового-то человека, что уж говорить об изможденных пытками, голодом да преклонным возрастом?
До поры — до времени, пока люди из сил напрочь не выбивались, их использовали. А не можешь работать — прямая тебе дорога в лог: хворых, изнуренных там расстреливали. Сколько в лагере ложковском душ православных полегло, никто толком и не знает…
По рассказам старожилов, как-то раз не смогли выйти в карьер сразу несколько узников; все — православные священнослужители. Им в лагере особо тяжко приходилось, и вот — слегли. Вывезли их в лог, и всех до одного расстреляли.
Сколько их было? Одни говорят, девять. Другие — шестнадцать. Третьи — двадцать. Словом, расстрел тот был массовым. Обреченные на смерть не роптали. Но обратились к палачам с просьбой истинно православной — разрешить им отпеть себя заживо. Не смогли палачи отказать, позволили…
А спустя почти год на месте расстрела земля стала влажной-влажной, словно кровь невинно убиенных просочилась, чтобы напомнить о том злодеянии, что здесь совершено было.
И в скором времени там ключ забил. Вода в нем чистейшая! Пьешь эту водицу — и никак напиться не можешь. А еще ложковские жители приметили, что она обладает чудотворной силой — от многих хворей исцеляет, в безверных веру вселяет.
Молва о чудной воде из Святого Источника быстро разнеслась далеко за пределы Ложка. С тех пор сюда откуда только ни приезжают люди! Даже из Америки и других зарубежных стран не раз приезжали поклониться этому святому месту.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК
Узнав об Источнике, я, конечно, тут же захотела там побывать. А батюшка Валентин согласился стать моим проводником. Можно было бы отправиться в Ложок на электричке: всего-то и надо — доехать до остановки «65-ый километр» в направлении Искитима, а там — через железный мост да по утоптанным тропочкам совсем недалеко. И заплутать невозможно.
Да только ноги с возрастом крепче и сильней ни у кого не становятся. Тем более, у человека, пережившего блокаду Ленинграда и получившего во время Великой Отечественной три тяжелых ранения. Поэтому решила я не истязать батюшку утомительной прогулкой, а заказать такси.
Частные таксисты заломили за свою услугу 250 рублей. Таксующие фирмы оценили ее еще выше. По телефону 3-13-13, например, диспетчер сообщила: «Минимум — 250 рублей. Но если у источника таксисту ждать придется, тогда больше». А по по телефону 5-10-20 я услышала и вовсе невероятный расчет: «200 рублей — до Ложка, обратно — полцены, 100 рублей. Да за простой заплатите по 100 рублей за час». И лишь по телефону 2-23-33 я услышала приемлемое: «150 рублей — туда, 75 -обратно. За то время, что вы воду в Святом Источнике будете набирать, ничего платить не надо». Услугами этой фирмы я и воспользовалась. …
Тревожная сизая дымка над трассой вынуждала водителя быть предельно внимательным, а нас — пассажиров — задумчивыми. Отчего земля дымом окурилась? Неужто леса горят? Вроде бы, рано — не было еще такой засухи, чтобы вспыхнули они от чрезмерного зноя. Никак за грехи людские? И следом новое испытание — полное небо змей! Жуть-то какая жуткая — желтые, синие, красные, всех цветов радуги! У меня в первый момент, как я эту картину увидела, сердце замерло, а батюшка Валентин в седую бороду улыбается: «То-то ребятишкам забава! Воздушный змей — это самая что ни на есть весенняя игрушка. Этот змей не страшен. Иное дело — тот, что Адама и Еву в искушение ввел. От общения с ним и до безбожия недалеко».
На дорожном указателе «Ложок. 2,5 км.» стрелочка указывает путь, который предстоит нам одолеть среди белоствольных берез, окутанных зеленой дымкой листвы. Секундное разногласие, возникшее между водителем и батюшкой Валентином о выборе дороги, ведущей к Святому Источнику, обернулось спокойным, но уверенным наставлением батюшки: «Какой дорогой ни поедешь, все они приведут к источнику». С тем и поехали дальше.
Высокий холм странной формы, напоминающий место погребения некоего гигантского существа возник внезапно. Батюшка Валентин вздохнул непритворно: «Вот оно, место хранения взрывчатки да пороха для работы в карьере. И в те времена оно было. И сейчас есть.
И солдаты с оружием в руках его охраняют. И колючей проволокой оно огорожено. Теперь и до Святого Источника недалеко. Не успел вымолвить наш «проводник» эти слова, как извилистая пыльная дорожка вывела еще к одному крутому холму, увенчанному бревенчатой избушкой с православным крестом на крыше и иконой Богоматери с младенцем на руках. Под этим домиком и берет начало родник.
На вершине холма сгрудились автомобили, под ним — людей множество. Прихватив с собой «тару», спускаемся по склону мимо потемневших от времени безымянных деревянных крестов. Тени мечутся по траве, создавая ощущение присутствия еще большего количества людей, чем те, что набирают воду из источника. Ступая по камушкам, не боясь поскользнуться, подходим ближе. На металлической табличке, прикрепленной к лицевой стороне избушки, читаю стихи, слова которых журчат, что твой ручей: «Нам чудесный родник подарила земля, В нем такая вода, что не сыщешь в округе,
Не ценить это место святое нельзя, Берегите его, пожалуйста, люди!!!» «Христос воскресе», — приветствует батюшка Валентин собравшихся возле кристально-чистой воды. «Воистину воскресе, святой отец». Вот нам уже и место уступают, потеснившись на каменном настиле…
Склонившись над водой со словами «Господи, благослови!», батюшка Валентин огорченно вздыхает: «А вот денежками они напрасно Святой Источник загрязняют. Молодежь, наверное, это делает. Не знает, как себя вести в святом-то месте». Воду набираем бережно и трепетно. Во всяком случае именно эти чувства испытываю я, впервые здесь оказавшаяся и сомневавшаяся, что доведется увидеть чудо наяву.
Тонкая жилочка, обрамленна воздушными пузырьками, пульсирует сквозь водную гладь, не замутненную никакими примесями, словно ландыш на глазах расцветает и увядает, растворяясь в толще воды. Один ландыш. А вот второй. И третий! А вот еще! Еще! Сколько же их? Вопросительно смотрю на батюшку. И он, словно услышав мой немой вопрос, говорит: «Никто не знает, сколько здесь душ православных загублено. Может, если бы взялись все ключи сосчитать, узнали бы истинное число убиенных. Да только все спехом-спехом -наберут водицы и по домам расходятся, разъезжаются»…
Смотрю зачарованно на чудо, бьющее из недр земных, и диву даюсь — не иссякает ведь! Наш водитель, не усидев в автомобиле, нагревшемся под полуденными солнечными лучами, спускается к нам — помогать набирать воду святую…
Мужчина средних лет в легком подпитии с бравым видом подходит ближе. «А вы откуда будете?» Узнав, что мы почти соседи — из Бердска, заводит разговор. «Я тут частенько бываю. Едва похмелье мучить начинает, бегом сюда. Как рукой снимает». Боясь, наверное, осквернить слух батюшки Валентина «хмельной ересью», мужчина заговорщецки прикладывает руку к груди: «Знаю, бражничать — грех великий. .Но не могу перед этим распроклятым змием зеленым устоять». И уходит тихо-тихо… Домой? К жене? К детям? Может, одумается? Бывают же чудеса…
Еще один паломник помогает спуститься с крутого холма моложавой женщине, которая идет несколько неуклюже — огромный живот мешает изображать грацию газели и пластику лебедушки. За отцом с матерью топают двое мальчишек — погодки. У каждого из счастливого семейства в руках пластиковые бутылки. Слышу тихий шепот взрослых: «Господи, благослови!» Мальчишки вторят родителям. Ни о чем не спрашиваю. И без того ясно — веруют.
Наполнив все припасенные бутылки водой, пьем из ковша. Вода кажется сладкой- сладкой! «Списываю» это ощущение на «личное восприятие момента». Ни о чем не спрашиваю. Умываемся в ручье, вытекающем из крохотного озерца под избушкой. И карабкаемся наверх — к машине. Отдохнувшие — от суеты сует. Очистившиеся — от будничной повседневности. Утолившие жажду — духовную.
Батюшка Валентин только на минутку останавливается на косогоре, вдыхает полную грудь воздуха, густого от весенних ароматов, и говорит торопливо, опасаясь, наверное, задерживать «служивых людей»: «А вон там, чуть пониже, еще один источник бьет. И озерцо там поболее этого будет — настоящая купель. Когда сюда молодые венчаться приезжают, обязательно окунаются в эту купель — от грехов очищаются. Веруют, что жизнь у них будет от этого долгой и счастливой. И совершенно справедливо веруют. Чистота Веры — она на то и чистота, чтобы не быть замутненной никакими сомнениями и противоречиями».
Справа и слева, сколько глаза видят, на фоне изумрудной зелени первой травы — мохнатые подснежники, яркие солнечные стародубки. Обратный путь короток. Батюшка Валентин, глядя из окна автомобиля, замечает: «Стародубок-то сколько нынче расцвело! Есть цветочки просто красивые. А этот — хорош и лицом, и по сути своей. Настой из него делают. От головной боли избавляет.
Каких только красот да чудес Господь не сотворил на земле, чтобы человеку лучше жилось!» Уже подъезжая к Бердску, замечаю, что глаза у водителя чуть грустинкой подернулись. Первая мысль — у него-то воды нет из Святого Источника. Напрасно съездил? С радостью, без сожаления расстаюсь с одной из своих многочисленных «полторашек» из-под заводской минералки. Взгляд веселеет. Вот и слава Богу! Коллеги в редакции весело потирают руки: «Давай-ка попробуем». Пробуют. Причмокивают. Водица не успела согреться — студеная! Каждый «бульк» льется в кружки с почти волшебным хрустальным звоном.
И вдруг… звучит тот же вопрос, который и меня озадачил: «А почему она сладкая?» Ответ приходит сам собой: Хорошего да сладкого на земле больше, чем горького да злого». Обыкновенная с виду вода пользуется невероятным «спросом» у друзей и соседей. Всем наливаю. Не жалко! Еще съезжу! На электричке. И тут же в голове возникает вопрос: почему паломничества совершаются обязательно за тридевять земель, когда святые места вот они — по соседству? Большое видится на расстоянии? Ох, и слепы мы в своем неведении и неверии.
К СВЯТОМУ ИСТОЧНИКУ в Ложках едут из-за гор и лесов, пересекая государственные границы и преодолевая многокилометровые расстояния. Потому что вода в, том источнике, как гласят предания, исцеляет от многих бед. Бесплодные семьи детьми обзаводятся. Разлученные любимые в мире живут до гробовой доски. Неходячие больные встают на ноги.
Сомневающиеся находят единственно правильный ответ. Во всем вода поддержку дает — хоть в телесных, хоть в духовных начинаниях. …
А в Бердске нет человека, который бы облегчил горожанам возможность добираться до Святого Источника. Ну, хоть бы разок в неделю, раз в месяц, — туда и обратно автобус пускали! И пусть бы бердские водители туда все по очереди ездили, чтобы каждый мог воды из источника набрать и домочадцам привезти.
Чтобы все бердчане были здоровы и счастливы, чтобы любили они и были любимыми!
Людмила КОВЕНКО Свидетель. Региональный еженедельник. Стр. 7 №514 24 мая 2001 г.