Дух дышит, где хочет
Валерий МЕЛЬНИКОВ
Вечерний Новосибирск 31.08.2006, 12:48
http://vn.ru/
«Вера. Надежда. Любовь» — страница для верующих
Мифы и легенды вокруг источника на станции Ложок не вредят его святости
В августовской интернетовской рассылке известного православного агентства Седмица.Ru была помещена следующая новость: «Наталья Хахалина спаслась от парализации после того, как посетила святой источник в селе Жабынь Тульской области».
На святом месте будет святой храм. Архиепископ Тихон освящает закладной камень будущей церкви» |
Я кое-как, скрючившись, ходила с костылём. Боялась, что вот-вот парализует и прикуёт к постели. Разочаровавшись в медицине, стала пробовать народные рецепты, но и те не помогали. Тогда я обратилась к вере«, — рассказала женщина. Наталья с мужем отправилась по святым местам Центральной России. Купалась во многих источниках, но улучшений не было. Наоборот, чувствовала себя всё хуже. Чудо произошло в селе Жабынь, где располагается Свято-Введенская Макарьевская пустынь: она прочитала молитву, трижды окунулась в источник и после этого сразу пошла без костыля». Нужно полагать, чудесное выздоровление рабы Божией Натальи заинтересовало авторов рассылки по причине летнего дефицита новостей, так как исцеление после купания в святом источнике — случай в православии вполне рядовой, благо, святых ключей в России немало. Есть такой источник и в Новосибирской области.
Благодаря многочисленным публикациям в местной прессе практически всем новосибирцам известно, что на станции Ложок Искитимского района расположен чудодейственный источник, который так и называется — Святой ключ. Собранные воедино все рассказы и интервью рисуют следующую историю возникновения святого источника.
В двадцатые годы прошлого столетия в посёлке камнеперерабатывающего завода близ Искитима был организован лагерь, заключённые которого работали на расположенных недалеко известковых карьерах. По некоторым свидетельствам упоминание города Искитима вызывало содрогание даже у видавших виды заключённых далёкой Колымы. Фактически это был лагерь уничтожения: при работе в карьерах ядовитая известковая пыль быстро разъедала ткань лёгких, что приводило к неминуемой смерти. Помимо уголовных элементов в карьере работали и осуждённые по знаменитой 58-й статье, среди которых были и священнослужители. С мученической кончиной священников и связывает молва появление Святого ключа.
Тот, кто бывал на Святом источнике, видел несколько деревянных крестов, установленных неподалёку на склоне. По одним сведениям, на этом месте расстреляли группу священников, по другим — священников закопали живьём. Одни рассказчики утверждают, что погибшие были заключёнными лагеря, другие — что их для расстрела привезли из Новосибирска. Но все сходятся в одном: вскоре на месте гибели священнослужителей забил источник, воды которого стали вымывать наружу наперсные кресты и другие атрибуты священнического облачения. То, что забивший родник святой, стало ясно после того, как безнадёжно больные зэки, которых сбрасывали в овраг умирать, попив из него воды, стали чудесным образом исцеляться. Власти не раз пытались засыпать источник, но он пробивался вновь.
Вот такую в целом историю рассказывают тем, кто интересуется Святым ключом. Что в этом повествовании правда, а что вымысел, автор страницы «Вера. Надежда. Любовь» попытался выяснить у исследователей времён сталинских репрессий.
Оказалось, что со стопроцентной гарантией можно лишь утверждать, что действительно на месте современного микрорайона Ложок в течение нескольких десятилетий вплоть до 1955 года функционировал лагерный пункт N 4 Сиблага. И действительно, смертность в этом лагере была очень высока, а умерших, как правило, захоранивали в близлежащих оврагах. Есть свидетельские показания, что среди заключённых, как практически и во всех сталинских лагерях, были священнослужители. Работали они не в облачении, а в обычных робах и, конечно же, без наперсных крестов. Поэтому в рассказ о том, что забивший родник стал вымывать из земли священнические кресты, верится с трудом. Сложно представить и то, что священников специально для расстрела вывозили из Новосибирска за сотню километров в эти живописные места. Расстреливать осуждённых непосредственно в городе было сподручнее, что, кстати, и делалось. По числу невинно загубленных жизней наш город даст немалую фору любому сталинскому лагерю, в том числе и искитимскому лагерному пункту N 4.
Маловероятным историки считают также и сам факт массового расстрела, а тем более закапывания живьём: после окончания революционной смуты и гражданской войны, во времена которых озверевшие от крови люди творили ужасные преступления, в Советском Союзе была установлена так называемая социалистическая законность. И хотя людей уничтожали миллионами, всё это делалось по закону, который закапывание живьём не предусматривал, людей же хоронили лишь после обязательного медицинского освидетельствования. Впрочем, расстрелы в лагере всё же были: к высшей мере приговаривали тех, кто совершал побег, но опять же трудно представить, чтобы священники, абсолютное большинство которых безропотно несли свой тяжкий крест, могли организовать массовый побег.
Так что же, получается, что Святой ключ вовсе и не святой, спросили автора этих строк знакомые, с которыми он поделился результатом своего расследования? Отвечу так: а почему для того чтобы место было свято, нужно обязательно кого-нибудь убить? И не кощунствуют ли те, кто с завидным упорством выясняют причину святости источника на станции Ложок, выискивая повод, по которому Святой Дух снизошёл на эту воду? Ведь в Евангелии написано: «Дух дышит, где хочет». А то, что в источнике на станции Ложок на самом деле дышит Святой Дух, никто из новосибирцев не сомневается. Даже не совсем верующие сотрудники «Вечернего Новосибирска», побывавшие на источнике (см. «ВН» от 10.06.04), на основании своих личных ощущений это подтверждают.
Святой ключ, забивший рядом с местом массового мученичества наших земляков, умирающих от изнурительного непосильного труда, стал предметом паломничества не только новосибирцев, но и жителей других сибирских городов. Кто-то приезжает для исцеления, кто-то — просто за водой, состав которой поражает специалистов своей идеальностью. Здесь регулярно совершают молебны священники новосибирской епархии, а прихожане местного прихода в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник» не один год молились о том, чтобы на месте Святого ключа был построен храм. И вот настало время, когда Господь снизошёл к их молитвенным просьбам. 13 августа в торжественной молитвенной обстановке на Святом ключе состоялось освящение закладного камня Храма-памятника в честь Новомучеников Российских. Совершил освящение Преосвященнейший Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский. Одним из инициаторов строительства храма стал общественный фонд «За державу». После чина освящения президент областного отделения Фонда Олег Иванов сказал: «У любого человека есть главные принципы: Вера, Надежда, Любовь. Мы хотим добавить к этому: и Жизнь. Ради жизни на земле, ради памяти наших невинно пострадавших земляков мы приложим все усилия, чтобы на этом святом месте вырос православный храм. Надеемся, что с Божьей помощью нам удастся реализовать нашу инициативу».
Что ж, как говорится, Бог в помощь! Тем же, кто после прочтения этой статьи засобирается на Святой ключ, стоит напомнить слова, прозвучавшие как-то на одном из богословских диспутов: Бог не творит чудес по заказу. Приведённый в начале статьи случай с Натальей Хахалиной, которая, прежде чем исцелиться, «купалась во многих источниках», этим словам подтверждение. Так что даже чудесное излечение нужно ещё заслужить!
От редакции. Хотя нашему корреспонденту и не удалось разыскать архивные материалы, подтверждающие факт массового расстрела священнослужителей в карьере близ станции Ложок, вполне допустимо, что такие расстрелы всё же могли быть. Редакция «Вечернего Новосибирска» была бы благодарна тем читателям, кто поделится с ней любой информацией об искитимском лагерном пункте N 4. Все они будут опубликованы на странице «Вера. Надежда. Любовь».