|
|
Святой ли источник в Бугринской роще?
|
Редакция
«Вечернего Новосибирска» исполнила
благословение владыки Тихона
В номере «ВН» от 13 июня в статье «Молитва
у Поклонного Креста» наш
корреспондент Андрей Сергеев помимо
всего прочего сообщил, что недалеко
от Креста обнаружился источник и что
воду из него отдали анализ. Статья
заканчивалась следующими словами: «Кто
знает, может быть, ключ у Поклонного
Креста окажется первым святым
источником в Новосибирске!» Именно в
Новосибирске, так как в области такой
источник есть
— это
Святой Ключ на станции Ложок
Искитимского района. Вскоре в
редакцию пришло письмо от
читательницы, которая сообщила, что,
оказывается и в городе есть святой
источник, и находится он в Бугринской
роще. Читательница настойчиво
просила рассказать на страницах
газеты о чудодейственном Бугринском
источнике и его целительной силе.
Поскольку просьба читателя для
газеты
— закон,
то наш корреспондент, получив
редакционное задание, провел
собственное
расследование всех обстоятельств,
связанных с источником в Бугринской
роще, результатами которого и
делится с читателями газеты.
Слово "Источник», не считая купелей, колодцев и прочего, встречается в Библии 94 раза. Самый, пожалуй,
известный
эпизод
из Нового Завета, связанный с источником воды, православная Церковь
вспоминает ежегодно в 5-е воскресенье
по Пасхе — в «Неделю о самаряныне».
В
Евангелии от Иоанна рассказывается,
как Христос, встретил у колодца
женщину самарянку, сказал ей, что водой из колодца можно утолить жажду лишь
временно, и через некоторое время она
вернется вновь, тот же, «кто будет
пить воду, которую Я дам ему, тот не
будет жаждать вовек». Толкователи Священного Писания
считают, что Христос говорил самарянке о благодати Святого Духа, которую будут иметь верующие в
Него. С тех пор вот уже в течение двух
тысяч лет во время водосвятных
молебнов священники молитвенно
призывают сошествие на освящаемую воду Святого
Духа. Но по милости
своей
Христос дарует людям воду, где
благодать Святого Духа присутствует
постоянно,
— это
святые источники. Как раз такой
святой источник под названием «Святой
Ключ» и находится на станции Ложок
Искитимского района.
Этот Святой
Ключ на станции Ложок - действительно
святой...
Согласно
преданию на месте родника в годы
лихолетья Гражданской войны
расстреливали мучеников за веру,
подругой версии здесь заживо
закопали нескольких священников.
Некоторые исследователи
— архивисты сомневаются в
истинности этого предания, но
доподлинно известно, что в этих
местах был советский концлагерь, где
заключенные работали на каменоломне.
Люди гибли сотнями. Среди
заключенных были и православные
священники. Так или иначе, но место
это мученическое, а источники,
забившие на местах мученичества, на
Руси издревле считались святыми.
Круглый год едут в Ложок новосибирцы
за святой водичкой, многие купаются,
несмотря на леденящую воду. Есть
случаи и исцеления. Так, автору этих
строк как-то показали лицо одной
старушки, искупавшейся в источнике.
Ничего в этом лице удивительного не
было, если не считать, что до купания
в Святом Ключе лица этого никто не
видел — так
согбенна была эта бабушка.
Так что есть у новосибирцев своя
святыня, но с одним лишь как бы
неудобством: чтобы попасть к ней,
нужно потрудиться
— все-таки
добираться далековато. И вот среди
верующих пошла молва, что не менее
святой источник есть почти что рядом — в Бугринской роще, и
написано об этом в одной книжке. Одно
смущало православный народ: книжка
эта
— полуподпольная,
так как ее ни в одном храме не продают
по причине отсутствия церковного
благословения. Однако молва пошла, и
к источнику начались паломничества
верующих. Вот об этом источнике и
попросила написать наша
читательница.
Получив редакционное задание,
первым делом я прочитал, как
относились к чудесным источникам, и к
чудесам вообще, в дореволюционное
время. Оказывается, существовала
специальная синодальная комиссия,
которая разъезжала по России с целью
подтверждения или опровержения
объявленных чудотворными икон,
источников и прочего. Существует
подобная комиссия и при современном
Синоде, в которую со всех концов
страны стекаются документальные
подтверждения тех или иных чудес и
исцелении, и все это тщательно
исследуется. Отчего такая
предосторожность, я понял, прочитав в
книге подвижника XX века протоиерея Анатолия
Правдолюбова «В чем каяться на
исповеди» следующую фразу «Бойтесь
поклоняться могилам неведомым или
источникам, про которые ничего не
известно, была ли около них какая
святыня или нет. Бесы любят, чтобы
люди почитали что-либо неведомое, к таковым имеют более
удобный
доступ».
Что же известно о Бугринском ключе, я решил выяснить у
настоятеля Троицкого прихода,
который располагается почти рядом с
этим родничком. Пока ехал в Бугринку,
почитал ту самую книжку, где об
источнике написано. Запомнилась
фраза об исцелении женщины, у которой
болели «и ноги, и кишки, и сердце, и
душа». Настоятель Троицкого прихода
отец Олег об источнике говорил
осторожно:
действительно, такое поверье
существует, приезжают люди на
источник, говорят, есть случаи
исцеления, но конкретных, официально
зафиксированных случаев, кроме
описанного в той книжке, нет.
Некоторые прихожане просят
установить у родника крест, но, во-первых,
еще в прошлом году архиепископ
Новосибирский и Бердский Тихон,
довольно скептически отнесшийся к
роднику в городской черте,
благословил сначала сделать анализ
воды, а, во-вторых, отец Олег
опасается, как бы не было над крестом
надругательств — народишко на берегу Оби
рядом с ключом отдыхает всякий. Как
отдыхает наш народ, я убедился через
несколько минут, когда спустился
вниз по горочке к источнику. Рядом с
родником валялись пустая тара из-под
пива, окурки, какие-то тряпки и
сломанные картонные коробки, с
берега неслись разухабистая музыка и
шашлычный запах. Расположившаяся
недалеко компания молодежи
изъяснялась исключительно матом.
Если учесть, что в некупальный сезон
в этом месте выгуливают собак, то
опасения отца Олега о возможном
святотатстве имеют основания.
Осторожность владыки Тихона также
имеет свои объяснения: родник в черте
города может преподнести немало
неприятных сюрпризов. Так, недавно в
средствах массовой информации
прошла информация об эпидемии
кишечно-желудочных заболеваний в
одном подмосковном городке Причиной
эпидемии оказалась вода из родника,
имеющего по местному преданию
целительную силу,
— в
родник попали стоки из прорвавшейся
городской канализации
Поскольку благословение владыки
Тихона отправить воду на анализ
никто до сих пор так и не исполнил,
редакция «Вечерки» решила взять эту
миссию на себя В городском центре
Госсанэпиднадзора для забора воды на
бактериологический анализ мне
выдали стерильную посуду и не менее
стерильный черпак, обернутый в
плотную бумагу, тщательно
проконсультировав, как брать воду,
дабы не занести постороннюю
микрофлору. Для химанализа
достаточно было наполнить две
обычные полуторалитровые
пластиковые бутыли
Забор воды было решено сделать утром,
пока рядом нет отдыхающих. К роднику
отправились втроем. Оставить машину
на удобной площадке, расположенной
недалеко от источника, нам не удалось,
так как прогуливающийся охранник,
выяснив, что мы не являемся гостями культурно-развлекательного
центра под названием «Семь пятниц»,
попросил нас стоянку освободить.
Вступать в пререкания с охранником о
неправомочности его требований, хотя
бы потому, что на площадке нет
никаких опознавательных знаков, мы
не стали — ожидание
прикосновения к возможной святости
настраивало на мирный лад. Тщательно
выполняя все полученные инструкции,
мы заполнили свои емкости, затем
умылись в родничке, почувствовав при
этом необычную легкость, — оно и понятно:
ополоснуться прохладной водичкой в
жару всегда приятно. В центре
Госсанэпиднадзора, куда мы привезли
воду, нам сказали, что ждать
результатов нужно три дня.
За эти три дня я обзвонил тех своих
знакомых, кто иногда брал воду из
Бугринского источника. Все отмечали
необычный вкус воды, об исцелениях и
прочих чудесах никто не слышал, кроме
одной женщины, которая зафиксировала
на фотопленку некую, показавшуюся ей
таинственной, тень, нависшую над
родником. Пронесшийся было недавно
слух, что пьющий человек, попив
родниковой водички, простился с
алкоголем, оказался действительно
лишь слухом — вскоре тот вновь запил.
Поскольку задание редакции было не
столько о чудесах, сколько о
пригодности воды для питья (все-таки
Бугринская роща из-за близости
оловокомбината никогда не считалась
экологически идеальным местом), я
звонки знакомым прекратил и стал
ожидать результатов анализа.
Полученные анализы не обрадовали
химики отметили превышающую норму
жесткость и обилие нитратов, хотя и в
пределах нормы, но в 8
— 9
раз выше, чем в обычной питьевой воде.
К слову сказать, вода из Святого
Ключа со станции Ложок, взятая моим
знакомым на анализ года три назад,
поразила работников
Госсанэпиднадзора идеальностью
состава компонентов, оно и понятно
— святость
должна быть безупречной.
Известно, что жесткую воду не
рекомендуется пить людям с больными
почками и отягченным заболеваниями
суставов, о вредности же нитратов
знает каждый. Наличие в родниковой
воде нитратов химики объясняют
возможной подпиткой органических
отложений, например, старой навозной
кучи, заброшенного туалета и т. п.
Можно ли пить такую воду? Можно,
отвечают специалисты, но лучше всего
предварительно пропустить через
фильтр для очистки от нитратов и
прокипятить, чтобы понизить
жесткость, нейтрализовав обилие
кальция и магния. Но в принципе вода,
с их точки зрения, хотя и не очень
хорошая, но для питья пригодна.
Решающее слово осталось за врачами-эпидемиологами.
Результаты же бактериологического
анализа оказались столь
ошеломляющие, что редакция приняла
решение на всякий случай анализ
повторить. Мы вновь отправились на
источник и с теми же
предосторожностями набрали воду в
стерильную посуду. Ждать результатов
анализа осталось недолго, о его
результате читайте в следующий
четверг.
Валерий МЕЛЬНИКОВ
ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК 3 июля 2003
г.,
четверг
Источник.
Но не святости, а бактерий.
В статье «Святой ли источник в
Бугринской роще?» («ВН» от 3.07) наш
корреспондент поделился с
читателями результатами
собственного расследования
обстоятельств, связанных с родником
в Бугринской роще, объявленным
некоторыми чудотворным и
целительным. Продолжаем публикацию
корреспондентского расследования.
Немного
предыстории
Многим новосибирцам известен Святой
Ключ на станции Ложок в Искитимском
районе. Забил ключ на месте
мученической кончины жертв
большевистской диктатуры первых лет
советской власти. Ежедневно
приезжают к святому источнику
паломники: искупаться в леденящей, но
живительной воде, набрать ее домой,
просто помолиться у святого места.
Добираться до святого источника не
имеющим собственного транспорта
трудновато: сначала на электричке,
потом пешком. Но настоящих верующих
это не смущает — какое же
паломничество без трудностей? Ради
благодати и потрудиться не грех. Но
вот по Новосибирску прошел слух, что
подобный источник есть рядом,
буквально под боком — в Бугринской
роще, и якобы он уже прославился
чудесными исцелениями. Жаждущие
исцеления потянулись к родничку,
расположенному на берегу Оби. Все
отмечали — необычный слегка
сладковатый вкус родниковой воды. К
правящему архиерею архиепископу
Новосибирскому и Бердскому Тихону
стали поступать просьбы освятить
родник и объявить его чудотворным.
Однако владыка Тихон довольно
скептически отнесся ко всему этому
ажиотажу и благословил для начала
сделать анализ воды — мало ли чего
можно ожидать от родника,
расположенного в городской черте. С
тех пор прошел почти год, но
поручение архиепископа Тихона так
никто и не выполнил. Поскольку
читателей «Вечерки» интересовала
история Бугринского источника, то
редакция решила взять на себя
исполнение благословения владыки и
произвести анализ воды. Конкретное
исполнение было поручено вашему
корреспонденту.
После получения в городском центре
Госсанэпиднадзора подробных
инструкций о правилах забора пробы
воды, мы набрали в соответствующие
емкости воду, стараясь брать ее в
непосредственной близости от
вытекающей из скального грунта
струйки, и отвезли ее на анализ. Через
три дня результаты были готовы.
Химический анализ, несмотря на
близость оловокомбината, был более-менее
сносен: никаких опасных вкраплений в
виде мышьяка и тому подобных отходов
оловянного производства в воде не
обнаружилось. Это свидетельствовало
о том, что проведенные на комбинате в
последние годы работы по снижению
вредных выбросов в атмосферу дали
свои результаты. Однако химики
отметили повышенное наличие
нитратов (буквально на пределах
нормы, но в 8—9 раз выше, чем в обычной
воде) и превышение нормы жесткости.
Как популярно объяснили врачи, если
пить такую жесткую воду, то можно «посадить»
почки и заработать остеохондроз.
Воду было рекомендовано пропускать
через фильтр и тщательно кипятить.
Причины жесткости воды разнообразны
и с точки зрения химии вполне
объяснимы, но откуда в родниковой
воде нитраты? Так же популярно нам
разъяснили, что в родниковую воду
каким-то образом попадают
органические отложения. Такое
возможно, к примеру, когда в водные
каналы просачиваются отходы из
старого заброшенного туалета или
кучи прелого навоза. Химики,
сделавшие анализ, с определенной
долей уверенности предположили, что
бактериологический анализ воды из
Бугринского источника будет плохим,
и не ошиблись. Наличие в воде
бактерий по некоторым показателям
буквально зашкаливало. Результат
анализа был столь неожиданным, что
редакция приняла решение его
повторить.
Эпидемиологам вода не
понравилась
Решение повторить анализ врачи-эпидемиологи
из городского центра
Госсанэпиднадзора одобрили: мало ли
что бывает в жизни — вдруг незадолго
до того, как мы первый раз брали воду,
там искупалась какая-нибудь собака
или бомж ноги помыл — все-таки водоем
открытый. Нам опять выдали
стерильную посуду и стерильный
черпак, обернутый в несколько слоев
плотной бумаги. Вновь, тщательно
соблюдая полученные инструкции, мы
наполнили стерильную емкость
родниковой водой, и вновь
бактериологический анализ огорчил.
Заключение санитарных врачей
гласило: «Проба воды по
микробиологическим показателям не
соответствует требованиям СанПиН
2.1.4.1175—02 «Гигиенические
требования к качеству воды
нецентрализованного водоснабжения»
по превышению ОКБ и ТКБ». То есть,
проще
говоря, вода для питья не пригодна.
Когда я сравнивал два анализа, то
увидел значительную разницу между
показателями первого и второго
анализов: второй, хотя и был плохим,
но все-таки не таким жутким, как
первый. Оказывается, как в поговорке
«в одну воду дважды не войдешь», так и
анализ, взятый из того же места даже
через пару минут — это уже другой
анализ. Здесь же, по предположению
врачей, в родник поступают воды из
верхних грунтовых слоев, а состав их
очень непостоянен и зависит от
многих факторов: так, например,
прошел дождь, смыл всякую грязь с
близлежащих улиц — и это все стекает
в родник. Как ни странно, и здесь я
услышал предположение о возможной
подпитке из брошенного туалета. Что ж,
необычный сладковатый вкус водички
получил свое обоснование. Медики
также добавили, что наличие бактерий
в составе воды является как бы
индикатором присутствия в ней
патогенных микроорганизмов, сиречь
— возбудителей различных
инфекционных заболеваний. Ну как тут
не вспомнить старую сказку, где
сестрица Аленушка говорила братцу
Иванушке: «Не пей, братец из копытца—
козленочком станешь».
Откуда же пошел слух, или
Кое-что о церковном послушании
Итак, редакционное расследование
закончилось. Вода из родника в
Бутринской роще оказалась не только
непригодной для питья, но и возможным
источником инфекционных заболеваний.
Но на чем же тогда основан этот слух,
что источник святой? Я прожил
недалеко от Бугринской рощи более
десяти лет, учился в школе, в которую
ходили дети из поселка Малое
Кривощеково, деревни Бугры и
микрорайона под названием «2-й
участок» — поселка оловокомбината,
непосредственно примыкающего к
Бугринской роще. О якобы святом
источнике никто ни разу не упомянул,
мало того, нам строго запрещали пить
воду из многочисленных родников,
бьющих из под горы рядом с Обью, —
состояние экологии в то время было
удручающее, недаром на
правительственном уровне
рассматривался вопрос о возможной
эвакуации оловокомбината за пределы
Новосибирска. Но вот, начиная с
прошлого года, среди верующих пошел
слух об открытии одним рабом Божиим
святого источника.
Впервые рассказ о Бугринском
источнике был напечатан в январе 2002
года в газете «Голос», затем статья
об этом появилась в сборнике «художественно-публицистических
повествований». Практически на
каждой книге, реализуемой в
церковных лавках, стоит
благословение либо Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси,
либо правящего архиерея. Иногда
стоит пометка, что книга одобрена той
или иной компетентной комиссией. Оно
и понятно: слишком высока
ответственность у печатного слова в
духовной сфере. Поскольку этот
сборник церковного благословения не
имел, в книжных лавках его не было, но
доброхоты разносили книги в огромных
количествах по приходам для
бесплатной раздачи. За этим
нарушением церковной дисциплины
последовало следующее. Архиепископ
Тихон не благословил почитать
неведомый источник святым до полного
разбирательства, поэтому и
большинство священников также не
благословляли свою паству брать воду
из родника. Не исполнять
благословения священства,
касающиеся духовной жизни, чревато,
поэтому неудивительно, что те, кто по
непослушанию на источник продолжал
паломничать, легко спутал обычную
прохладу родниковой воды с
благодатью, а вкус городских
нечистот воспринял особенным и
необычным.
Бабьих
басен отвращайтесь
То, что лжеисточник в Новосибирске
рано или поздно появится, у знающих
людей сомнений не вызывало. Из
многовековой христианской практики
известно: как только Бог даст людям
истинное знамение, тут же лукавый
скопирует знамение ложное.
Так что после того, как верующим был
открыт святой источник в Ложках,
лжеисточник обязательно должен был
появиться. И он появился. Почему
опасны такие подделки, написал один
из подвижников XX века протоиерей Анатолий
Правдолюбов: «Бойтесь поклоняться
неведомым источникам, про которые
ничего не известно, была ли около них
какая святыня или нет. Бесы любят,
чтобы люди почитали что-либо
неведомое, к таковым имеют более
удобный доступ». Поэтому в Церкви и
существуют специальные богословские
комиссии, которые тщательно
исследуют все случаи чудес и
исцелений, потому и так строги
требования к церковным изданиям,
особенно к тем, где пишется о чудесах.
И немудрено, что некоторые книги
церковного благословения не
получают, хотя, как мы видим,
отдельных авторов это не
останавливает. Видимо, всяческие
россказни о ложных чудесах и
знамениях были весьма
распространены еще в первые годы
христианства, раз апостол Павел в
своих Посланиях советует христианам
«бабьих басен отвращаться», а тех,
кто их распространяет, называет «непокорными,
пустословами и обманщиками».
Да не прельстятся
избранные
Известно, что Христос во время Его
земного воплощения творил множество
чудес, но резко осуждал тех, кто от
Него этих чудес требовал, называя
падких на чудеса и знамения «родом
лукавым и прелюбодейным». Мало того,
Он предупредил, что накануне конца
мира явится антихрист и даст «великие
знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных».
Под избранными понимаются верующие
христиане. Поэтому Церковь, строго
подходя ко всем случаям чудес и
исцелений, увещевает верующих не
увлекаться ими, дабы не прельститься.
«Да как это мы можем не распознать
антихриста?» — возражают некоторые
верующие. Приблизительным сценарием,
как это может произойти, и стал
случай с источником в Бугринской
роще.
Валерий МЕЛЬНИКОВ
ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК 10 июля 2003
г.,
четверг
|
|
|